Архетипы: Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень — это природный инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времён, когда человек впервые пошёл по земле. Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивны. То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах (!) коллективного бессознательного, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира — из которых современый человек лучше всего знаком с Дьяволом.

Для иллюстрации образа Тени Юнг нашёл также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.

Тень — это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, мистер Хайд нашего доктора Джеркила. Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда войдя в раж, потом оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что на него "нашло" — это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: и когда мы кого-то особенно ненавидим, мы на самом деле не любим наши собственные качества, которые находим в другом.

Называя этот аспект бессознательного "тенью", Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без Солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень — "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, неизбежна, и он без неё нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Суеверия говорят, что человек без тени — это сам чёрт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой".

Человек не обязательно отрицает Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Если над индивидом не слишком довлеет социальный идеал Персоны, он склонен позволять себе иметь недостатки, которые заполняют его внутренний досуг и в то же время позволяют расслабиться и уйти от внешней жизни, которая требует постоянных усилий над собой. Эти внутренние тенденции могут незаметно взять верх над внешними требованиями, что может приводить к утрате персоны, роль которой — в адаптации индивида к миру, что ведёт к его неадекватному поведению среди людей, порой неявному для него самого. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит на своём собственном пути. Бросая тень отрицания на всё своё существование, он производит на других неблагоприятное впечатление и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей в вечной неудовлетворённости и борьбе за жизнь.

Как аналитический психолог, Юнг пришёл к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться её подавить. Человек должен найти пути жить в тёмной стороне своей личности, от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она выростает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждёт случая, чтобы проявиться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "в тихом омуте черти водятся". Но и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Мифологически, Тень бесспорно представляет собой архетип Плутона, владыки Подземного Мира и вечного противника главы богов — царя Неба и Земли. Противостояние — его сущностная черта. Римский бог подземного мира рождается как Ведийовис: не-Диовис, то есть анти-Юпитер по отношению к Юпитеру-Богу. Персона противостоит Тени, как архетип Юпитера — архетипу Плутона, что отражает главную мифологическую мистерию борьбы за блага между земным и подземным мирами: посю- и потусторонним, видимым и невидимым, и это соответствует главной оппозиции сознательного и бессознательного у Юнга.

Самый характерный мифологический образ этой борьбы — битва Громовержца со Змеем, укравшем стада туч у небесного владыки и сковавшего энергию природы — подобно тому, как сдерживает наши силы масса неосознанных представлений и проблем, содержащихся в бессознательном. Чтобы отчётливо представить себе оппозицию этих архетипов, воистину нужно представить грозу — и не просто как атмосферное явление, до сих впечатляющее человека, но как одушевлённую грозу, которая заявляет о себе ошарашивающим громом, правит ослепительными молниями и, наконец, знаменует победу дождя, поящего иссохшую землю долгожданной влагой.

Из этого образа ясно, как значимо понятие Тени: ведь оно пробуждает дремлющую в человеке энергию, не позоляя Персоне превратиться в застывшую маску. Чтобы противостоять тому, кто владеет всей явленной реальностью, обеспечивая развитие мира и природный динамизм личности, владыка невидимого мира должен был равен ему по силе. Потому Тень так и сильна (пока её отрицательные черты не трансформировались в позитивные качества Персоны).

В современной астрологической традиции планета Плутон символизирует наиболее недоступные сознанию страсти и физические инстинкты человека (которые также должны быть не менее сильны, чем разум человека: чтобы человеческий род хотя бы обеспечил своё воспроизводство). Плутон — необходимый противовес разуму материального бытия, испытывающий и проверяющий жизнеспособность всего, что существует, и наделённый силой трансформировать то, что мертво. Плутон — скрытый от нас потенциал сил, и наша задача им воспользоваться. В этом и роль Тени: человек, лишённый Тени, потерял бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы своё существование. Он остался бы идеальной, но бесплотной маской, принадлежащей определённому прожитому, прошлому этапу времени, но неспособной сделать шаг в будущее, которое обречено быть иным.

Правда, в гороскопе планета Плутон окрашивается качествами связанных с ней планет и сама по себе обычно не являет достаточного противовеса: лишь указывая на предполагаемый образ врага и отрицательные мировоззренческие ориентиры. На Тень как действительно вытесняемое качество указывает самая сильная дисгармония гороскопа (например, тау-квадрат). Это соответствует мысли Юнга о том, что аффекты возникают чаще всего там, где слабее всего адаптация, раскрывая и причину её слабости. Также теневые качества могут быть поняты через образ противоположного знака Зодиака или знака, противоположного Асценденту. Простой путь выявления Тени — попросить смоделировать наиболее неприятный образ, который сразу приходит человеку в голову. Он не обязательно будет злодеем, преступником или вампиром (то есть не обязательно будет иметь черты архетипа Плутона), но укажет на невоспринятые ещё личностью черты и наиболее явный дисбалланс сил гороскопа.

Этот дисбаланс (точнее, желание от него избавиться) является движущим фактором для личности. В роли скрытого двигателя выступают и качества противоположного знака, овладение которыми является наиболее универсальной и бесспорной психологической задачей в жизни любого человека. Здесь также могут играть дополнительную роль показатели VIII-го дома, соответствующего Плутону и определяющего духовную жизнь человека, а также ввергающего в экстремальные обстоятельства (которые в конечном итоге часто оказываются наиболее мощными факторами развития).

Бессознательное всегда является нам в экстремальной ситуации: даже сон, как ни странно, снится в то время, когда психика испытывает бури, сходные с экстазом или сильным стрессом. Зачем организм несколько раз в сутки подвергает себя такому испытанию? Очевидно, нет другого пути избавиться от стрессов дня: ведь ещё Спиноза указывал, что какое-либо переживание человека может быть устранено только более сильным аффектом. Роль такого аффекта играет сон, а наяву — религиозные откровения, посвящения и ритуалы, и сознательная духовная работа над собой, высвобождающая теневые проблемы и теневые качества души, чтобы включить их в орбиту разумной жизни человека.

Образ подземного мира — архетип страданий и страстей, и потому она подводит нас к пониманию сущностного противоречия мира и природы, отраженного в животном мире как противостояние полов. В мифологии оно позднее проявляется в архетипе Близнецов, на формирование которого оказал влияние плутонианский архетип потенциала скрытой энергии. А у Юнга — в противопоставлении Анимы и Анимуса.

Тень и проблема Зла

... живой форме для придания ей объемности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фантомом, более или менее хорошо воспитанным ребенком.

К. Юнг

Когда люди впервые слышат о юнговской концепции Тени, они обычно представляют себе нечто вроде "темных сил" из фильмов о "звездных войнах". Они думают о борьбе между Светом и Тьмой, Добром и Злом. Если все доброе приписывать Христу, а все дурное — Сатане, то Тени (полутонам) или сомнениям не остается места: христиане — хорошие, а все прочие — плохие. История еврейских погромов, устраиваемых христианами, является ярким свидетельством того, к чему приводят подобные убеждения.

Конечно, христианство не является исключением в этом смысле. В религиозной догме ислама существует такая же пропасть между Тьмой и Светом, Добром и Злом. В средние века одинаковая убежденность христианства и ислама в собственной моральной непогрешимости повлекла за собой девять кровавых войн, длившихся три столетия (эти войны назывались крестовыми походами). История насчитывает не столь много предосудительных эпизодов вроде "крестового похода детей", когда тысячи детей начали поход во имя Христа, а закончили тем, что все были проданы в рабство.

История полна имен "морально непогрешимых" — Фома Торквемада, возглавивший испанскую инквизицию, Коттон Матер, вдохновитель и соучастник салемских судебных процессов против ведьм. В качестве более современных примеров можно назвать Джимми Джоунса и массовое самоубийство в Гайане, Хомейни с его фанатизмом. Перечень можно продолжать бесконечно. Как только свет был отделен от тьмы, и мы начали отождествлять самих себя исключительно со светом, все, отличающееся от нас, стало идентифицироваться как тьма. Но ценности, скрытые во тьме, нам так же необходимы, как и ценности, которые мы открыто осознаем при свете дня. Эта потребность приводит к тому, что мы начинаем проецировать скрытую тьму на тех, кто, по нашему мнению, отличается от нас. Когда темнота "выходит на поверхность", т. е. в нашу реальную жизнь, она несет ассоциации со всем тем, что мы осуждаем как "темное" и "злое". Мы смотрим на своих врагов и видим в них то, что не хотим видеть в самих себе. Неудивительно, что мы с такой безжалостностью сучим и уничтожаем их.

Можно было бы надеяться , что такая вселенская трагедия как холокост должна пробудить в нас осознание тьмы, которая существует внутри нас. В основе ненависти Гитлера лежало видение белокурых арийских супермужчин, женатых на белокурых арийских суперженщинах, рожающих им белокурых арийских супердетей. Тьма проецировалась на всех, кто не соответствовал этому образу, — африканских негров, жителей Востока, цыган, славянские народы, и особенно на евреев.

С Тенью необходимо общаться как в нашей индивидуальной жизни, так и на уровне той культуры, к которой мы принадлежим. Это первая ступень на пути к осознанию. Без осознания мы предаем себя в руки самого дурного, что В нас есть, А этот путь ведет к зверствам, о которых упомянуто выше, и многим другим подобным ужасам, коим несть числа.

Тень, скрывающаяся за светом науки

Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выводов, поскольку считается, что моральные суждения не ВХОДЯТ в компетенцию науки. Речь пойдет о Джоне Уотгоне, основателе превалирующей в Америке психологической теории — бихевиоризма. Уотсон любил повторять, что способен сделать из любого самого малого ребенка кого угодно — ученого, юриста, преступника. В качестве доказательства он провел однажды свой знаменитый эксперимент на Альберте, 11-месячном младенце. Уотсон показывал ребенку крысу и сопровождал это страшным шумом до тех пор, пока несчастный ребенок не стал бояться крыс до дрожи. Затем Уотсон довел ассоциацию до того, что Альберт стал бояться всего подряд — собак, шерсти, меховых предметов, маски Сайта-Клауса. Уотсон собирался проверить, сможет ли он потом избавить ребенка от его страхов теми же методами. К несчастью, мать Альберта, работавшая в больнице, уволилась оттуда, и бедный малыш так и остался наедине со всеми своими страхами. В этом случае "светом" была наука, "тьмой" — невежество. Все, что способствовало усилению света, считалось хорошим, независимо от требований для "усиления света".

Чарльз Перси Сноу показал границы научной отстраненности в романе "Сон разума". Двух женщин среднего возраста, бывших подругами, а возможно, и любовницами, судят за то, что они замучили маленького мальчика. Дамы совершили преступление по большей части из любопытства, с той клинической бесстрастностью, какая была бы уместна при проведении опытов в исследовательской лаборатории. Естественное стремление читателя отстраненно следить за ходом судебного процесса оказывается безрезультатным. Он начинает понимать, что в границах обычного определения психической невменяемости эти две женщины являются абсолютно нормальными. Похоже, совершенное ими деяние они никогда больше не повторят. Хотя их поступок был чудовищным, назвать чудовищами их самих нельзя. Он не в состоянии обнаружить в этих женщинах ни одной черты, которой бы не было в нем. По мере того как перед мысленным взором читателя разворачивается судебный процесс, он все более склоняется к выводу одного барристера, жившего в XIXвеке, который, приговорив подсудимого к смерти, сказал: "Да помилует меня Господь, коли мне пришлось сделать это". Либо Альберта-Аллигатора ": "Мы увидели врага, а он — нас".

Все мы боимся взглянуть на тех чудовищ, которые, по нашим опасениям, сидят в нас самих. Древний миф о ящике Пандоры — явное предостережение не открывать того, что скрыто в нас. Но в том случае, когда мы боимся изучать свою "скрытую сторону", она и разрастается до чудовищных размеров и врывается в реальную жизнь. Лишь только мы начинаем осознавать, что те монстры, которых мы видим извне, гнездятся внутри, опасность уменьшается. Вместо нее обнаруживаются зачатки мудрости, того знания, которое способны дать нам наши предполагаемые монстры. Возможно, мы сумеем понять этих женщин, сумеем встать на место Джона Б. Успеона. А это и будет тот первый шаг, в котором мы невероятно нуждаемся — первый шаг в процессе интеграции собственной Тени.

Работа с Тенью в сновидениях

Если в сновидении вы вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой совет окажется верным практически для всех сновидений. Случаи, когда и вы оказываетесь правы во всех отношениях, и ваше сновидение представляет собой точную "сводку" реальной ситуации, достаточно редки, так что их можно рассматривать как исключения, лишь подтверждающие общее правило.

Чем напряженнее борьба, тем больше уверенности в том, что вы имеете дело с собственной Тенью. Точно так же, чем более отталкивающим или неприятным кажется другой человек из вашего сновидения, тем больше вероятность того, что это ваша фигура Тени. Сначала это бывает трудно осознать, потому что фигуры Тени неизбежно представляют те качества, которые мы отказываемся признавать как часть собственной личности. Но как только вы признаете эту посылку, то научитесь рассматривать сновидения с присутствием Тени как предоставленную вам возможность совершенствования, а не просто жуткие ночные кошмары.

Если вы сознательно воспримете мысль, что имеете дело с теневой частью собственной личности, постепенно обнаружится, что с течением времени сновидения показывают эволюцию Тени: от нечеловеческого образа до человеческого, но жалкого и презираемого, и, наконец, до приемлемого образа человека. Неизбежна также эволюция от смутного и аморфного до более ярко выраженного образа. Это объясняется тем, что по мере того как ваше сознание вступает в отношения с бессознательным, выражение конкретной Тени становится более точным. Когда имеете дело с частью собственной личности, прежде отвергнутой, при первой встрече с такой Тенью вам едва ли удастся вычленить тончайшие оттенки значений, которые несет в себе Тень. Позднее вы придете к пониманию того, каковы ваши уникальные неосознанные возможности.

Не расстраивайтесь, если столкнувшись с Тенью, вы не сумели осознать, что же она представляет. Отдайте Тени должное, допуская, что скорее всего, права она, а вы, по-видимому, неправы. В большинстве случаев проблема разрешится сама собой, прежде чем вы придете к полному ее осознанию.

Один пациент, например, видел такой сон: они с женой остановились в гостинице, где хозяин неприятный, жадный чернокожий. "Черный" человек оборудовал ванные комнаты в гостинице таким образом, что попасть туда можно было лишь пройдя через два этажа, причем за каждый требовалась отдельная плата. В тот момент спящий только частично понял сообщение, содержавшееся в сновидении: он осознал, что нуждается в некоторых чертах, которые он рассматривал как "жадность и прижимистость", но определить, какие именно черты ему нужны, не мог.

В реальной жизни пациента тогда наступал этап, когда ему следовало поменьше думать о других и побольше о себе, поскольку Предстояли коренные перемены в карьере. Вокруг было так много людей, требовавших его эмоциональной поддержки, что ему не хватало времени на собственные проблемы. Только по прошествии времени он осознал, что фигура Тени "говорила" ему о необходимости предотвратить попытки окружающих валить на него свои беды.

Конечно, в момент сновидения ему не удалось понять все это, но по крайней мере человек осознал, что увидел во сне Тень и, возможно, почувствовал желание стать более "жадным". Когда проблемы, поставленные Тенью, приближаются к разрешению, в снах часто появляется двусмысленность, особенно между вами и какой-то другой фигурой. Например, пациентка средних лет видела разные сны, в связи с чем у нее возникли сомнения: то ли в сновидениях присутствовала она сама по себе, то ли в образе женщины, которая была значительно моложе. Символика сновидений указывала на то, что близится слияние личности этой пациентки со своей более молодой частью.

Распознавание Тени в повседневной жизни

Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоциональными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на нервы, вполне вероятно, что он или она "несет в себе вашу Тень", т. е. вы проецируете свою Тень на кого-то, кто дает зацепку для этого ("крючок" для Тени). В таких случаях желательно не проявлять эмоций, а попытаться внушить себе, что это ваша проблема, а не его или ее, и вы просто проецируете па этого человека собственную Тень.

В реальной жизни труднее относиться к подобному явлению как к фигурам из сновидений. Даже если умом вы понимаете сам процесс проецирования Тени, однако станете ловить себя на том, что отрицаете, будто происходящее "ваших рук дело". Вам захочется найти для себя какие-то доводы вроде "да, но...". Чем больше какой-то человек злит вас, тем более уверенно вы можете сказать, что встретились с собственной Тенью. Злость, вызванная Тенью, обладает безрассудством, которое постепенно можно будет отличать от обоснованного гнева, действительно вызванного несправедливостью. Опять же на начальных этапах возникновения "теневых" проблем желательно всегда исходить из посылки, что это ваша, а не чья-то проблема. Уверяю, не ошибетесь.

Постепенно вы будете совершенствовать умение правильно обращаться с проекциями Тени. Сначала вам удастся распознать проекцию только постфактум. Не отчаивайтесь: это первый шаг к "снятию" проекции и интеграции Тени. Позднее вы обнаружите, что можете мгновенно распознавать проекцию (как бы "в реальном масштабе времени"). Вы впадаете в гнев, "взрываетесь" и тут же осознаете, что проецируете Тень. Далее вы научитесь распознавать этот процесс еще до того, как выпустите гнев наружу, а следовательно, перестанете его выражать.

Добившись некоторого успеха в этом процессе, можно почти всегда заметить некую внутреннюю паузу между событием, вызывающим у вас гнев, и проявлением этого гнева. Вы научитесь определять, насколько оправдан гнев или это лишь проецирование Тени и его следует подавлять. Осознанное подавление гнева совершенно отличается от бессознательного сдерживания эмоций из-за того, что вы боитесь проявить их. Проецирование — процесс бессознательный; когда вы научитесь осознавать свои собственные проекции, то постепенно избавитесь от них. Фигуры Тени при этом переместятся в сновидения, где можно контактировать с ними более эффективно, чем в реальной жизни.

Поскольку мы постоянно "выкапываем" из бессознательного забытые частицы своей личности, необходимые нам на конкретных стадиях становления, то видим во сне фигуры Тени всю свою жизнь. Однако в процессе индивидуации есть точно определенный этап Тени. Когда сознание вступает в отношения с бессознательным для ускорения процесса индивидуации, неизбежно появляются проблемы, связанные с Тенью. Этап Тени — это этап развития, на котором мы приходим к осознанному пониманию того, что некоторые нежелательные черты составляют часть нашей личности. Лишь когда мы пройдем процесс до конца, достигнем определенной ступени развития собственной личности.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта АСТРОЛИНГВА, статья К.Юнга "Об архетипах коллективного бессознательного", книга Робина Робертсона: "Введение в психологию Юнга".

Оставить комментарий